За время его пребывания у власти иностранные компании создавали застройщику массу этических проблем, но приносили на удивление мало прибыли.
Дональд Трамп извлекал выгоду из широкомасштабных зарубежных сделок, возглавляя Соединенные Штаты.
Когда Дональд Трамп вступил в должность в 2017 году, он отказался продавать свои предприятия, даже иностранные, принеся с собой в Белый дом заморские связи. С этической точки зрения это была катастрофа. Однако с финансовой точки зрения это имело некоторый смысл – по крайней мере, для бизнесмена, который одержим мелочью и отказывается признавать поражение.
Forbes проанализировал тысячи страниц налоговых деклараций, финансовых раскрытий, нормативных отчетов и документов Trump Organization, чтобы определить, сколько президент Трамп заработал – и потерял – через свою зарубежную империю. Его лучшими сделками были соглашения о лицензировании бренда и управлении имуществом, которые позволяли ему собирать платежи от иностранных деловых партнеров, не принимая на себя большого риска. Такая динамика проявилась, например, на Филиппинах и в Индии, где Трамп заработал примерно 8 миллионов долларов за четыре года.
Однако гораздо менее успешными были его полностью принадлежащие объекты, такие как гольф-курорты в Шотландии и Ирландии. Магнат недвижимости инвестировал более 100 миллионов долларов в эти активы до вступления в должность, но они все еще боролись за получение прибыли, когда он стал президентом. Удерживая их, Трамп дал им время превратиться в источники дохода.
Ниже представлен обзор мира Трампа со странами, ранжированными по предполагаемой операционной прибыли, которую Трамп получил в них в качестве президента.
Лицензионный бизнес Трампа распространяется на Манилу, где 57-этажное жилое здание с гордостью демонстрирует имя Трампа над своей входной дверью. Бывший президент Филиппин Родриго Дутерте назначил партнера Трампа, Хосе Антонио, специальным посланником по бизнесу и торговле в Соединенных Штатах незадолго до выборов 2016 года. После победы Трампа недвижимость приносила солидную прибыль, более 1 миллиона долларов в год с 2017 по 2019 год, пока поток доходов не потек в 2020 году.
Протестующие выстраиваются перед башней Трампа в Маниле 9 ноября 2017 года в преддверии визита магната, ставшего президентом.
Спустя год после того, как его отец стал президентом, Дональд Трамп-младший отправился в Индию, чтобы продвигать роскошные башни, оформленные под брендом Трампа. Поездка вызвала массу критики со стороны экспертов по этике, даже когда Дон-младший пытался доказать, что все было честно, настаивая: «Мы не хотим никакого конфликта интересов». Президент Трамп заработал примерно 2,7 миллиона долларов за четыре года на проекте в Мумбаи и почти 1 миллион долларов на проекте в Калькутте.
Дональд Трамп-младший беседует с Абхишеком Лодхой, одним из своих партнеров, на церемонии открытия башни Трампа в Мумбаи 22 февраля 2018 года.
Трамп обещал не заключать никаких новых иностранных сделок, пока он находится у власти, но что считается новой сделкой? За десять лет до того, как стать президентом, Трамп достиг лицензионного соглашения в Доминиканской Республике. Проект рухнул во время Великой рецессии, что привело к судебному иску и нераскрытому урегулированию. Но в начале 2017 года Эрик Трамп внезапно появился в Доминиканской Республике, и старый партнер его отца сказал, что он «рад работать с Trump Organization на будущих этапах проекта». Год спустя, в 2018 году, Дональд Трамп продал землю в этой карибской стране за 3,2 миллиона долларов.
Партнеры Трампа в отеле в Торонто бросили его примерно в то время, когда он стал президентом. Разрыв, по-видимому, сопровождался хорошей оплатой, поскольку доходы Трампа взлетели до 2,3 млн долларов в 2017 году, а затем исчезли. Пока партнерство в Торонто угасал, другое укреплялось. Партнер Трампа в Ванкувере отправился в округ Колумбия на инаугурацию президента, за месяц до того, как перерезал ленточку для своего проекта вместе с Эриком Трампом и Доном-младшим. Президент Трамп получал около 200 000 долларов в год в качестве комиссионных за управление по сделке в Ванкувере, находясь на своем посту, но его имя исчезло с собственности после того, как он покинул Белый дом.
Спустя месяц после посещения инаугурации президента в округе Колумбия, партнер Трампа Джу Ким Тиа посетил еще одну церемонию инаугурации, которая прошла в Trump International Hotel and Tower в Ванкувере.
Во время своей президентской кампании 2016 года Дональд Трамп появился на радиошоу со Стивом Бэнноном, который задал магнату недвижимости вопрос о внешней политике Турции. «У меня есть небольшой конфликт интересов, потому что у меня есть крупное, крупное здание в Стамбуле», – сказал тогдашний кандидат Трамп, прежде чем перейти к политике. «И это чрезвычайно успешная работа. Она называется Trump Towers». В то время эти башни приносили около 1 миллиона долларов дохода в год, согласно записям Trump Organization. Доходы снизились, когда Трамп вступил в должность, но он все еще заработал примерно 1,7 миллиона долларов с 2017 по 2020 год.
Люди идут по улице перед башнями Трампа в Стамбуле 29 ноября 2016 года, вскоре после избрания Дональда Трампа.
За несколько недель до вступления своего отца в должность в 2017 году Эрик Трамп отправился в прибрежный город Пунта-дель-Эсте, чтобы осмотреть строительство цилиндрической башни с его фамилией на ней. «Когда вы увидите конечный продукт этого здания, – сказал Эрик Трамп, – он вас потрясет. Это действительно величайшее здание в Южной Америке». Оставив в стороне трамповские преувеличения, можно сказать, что сделка была на пике, готовая принести в том году около 1,3 миллиона долларов. Но проект – и прибыль Трампа – вскоре застопорились: президент заработал около 300 000 долларов в 2018 году и понес убытки в 2019 и 2020 годах.
Строительство башни под брендом Трампа в Пунта-дель-Эсте, Уругвай, началось в 2014 году и по состоянию на ноябрь 2018 года оставалось на стадии завершения.
Трамп утверждал, что незадолго до того, как стать президентом, он получил предложение на 2 миллиарда долларов о расширении своего партнерства в Дубае с миллиардером Хуссейном Саджвани. «Я отказался», – сказал Трамп. Эти двое уже были в бизнесе, с гораздо меньшей сделкой. В 2017 году Трамп заработал чуть меньше 150 000 долларов за управление полем для гольфа Саджвани в Дубае. Доход Трампа от соглашения постепенно рос в течение его президентства, достигнув более 400 000 долларов в 2020 году, что примерно в три раза больше показателя 2017 года, но это далеко не 2 миллиарда долларов.
Эрик Трамп и Дональд Трамп-младший позируют с партнером Хуссейном Саджвани (справа) во время торжеств по случаю официального открытия гольф-клуба Trump International Golf Club в Дубае 18 февраля 2017 года.
Хари Таноесоедибджо, индонезийский миллиардер, который присутствовал на инаугурации Трампа и хвастался тем, что однажды он возглавит свою собственную страну, передал Трампу 3 миллиона долларов лицензионных сборов в 2015 году в связи с проектами на Бали и Лидо. Платежи уменьшились после того, как Трамп вступил в должность, при этом Trump Organization собрала около 300 000 долларов управленческих сборов в 2017 году, меньше в 2018 и 2019 годах и ничего в 2020 году.
Дональд Трамп-младший разделяет радостный момент со своим партнером Хари Таноэсоедибджо во время пресс-конференции в Джакарте, Индонезия, во вторник, 13 августа 2019 года.
Трамп владеет домом на Карибских островах, который в настоящее время выставлен на продажу за 15,5 млн долларов, и который он пытается продать уже много лет. Некоторые потенциальные покупатели присматривались к этой недвижимости, включая одного китайского миллиардера, который быстро отклонил ее: «Слишком маленькая». Trump Organization сдавала это место в аренду, которое в какой-то момент оказалось на Airbnb по цене 11 000 долларов за ночь. Дом с трудом приносил более 50 000 долларов годового дохода большую часть президентства Трампа, поскольку он приносил убытки в сотни тысяч долларов, согласно налоговым декларациям Трампа.
После многих лет вливания денег в гольф-курорт в Дунбеге, Ирландия, в 2019 году дела, наконец, пошли по плану Трампа. Его сын Эрик чествовал местных жителей в пабе летом, вице-президент Майк Пенс заехал на курорт несколько месяцев спустя, и к концу года недвижимость принесла операционную прибыль в размере 235 000 долларов. Затем ударил Covid-19, вызвав убыток в размере 2,4 миллиона долларов в 2020 году, даже после того, как Trump Organization приняла 600 000 долларов государственных грантов.
Дональд Трамп посетил свой курорт в Дунбеге, Ирландия, будучи президентом в июне 2019 года. (Фото Чарльза МакКвиллана/Getty Images)
Trump Ocean Club, 72-этажное здание в форме паруса в Панама-Сити, когда-то было жемчужиной империи Трампа, принося почти 3 миллиона долларов в год в виде лицензионных и управленческих сборов еще в 2015 году. Но сделка сорвалась, когда Трамп вступил в должность. Сборы резко упали в 2017 году, а в следующем году имя Трампа было сорвано с фасада здания ломом, когда президент заявил об убытках в размере 2,4 миллиона долларов в своей налоговой декларации.
Trump Ocean Club (самый высокий) выходит окнами на воду в Панама-Сити, Панама.
Трамп владеет двумя гольф-курортами в Шотландии, родной стране его матери. Он открыл поле для гольфа в Абердиншире в 2012 году. Два года спустя он купил Turnberry, где проходили четыре турнира British Open, за 65 миллионов долларов. Несмотря на то, что на обоих объектах были потрачены огромные суммы денег, им было трудно зарабатывать деньги. В 2020 году курорты получили 3,8 миллиона долларов государственных субсидий и все равно потеряли в общей сложности 6,2 миллиона долларов до вычета амортизации, согласно британским документам. Однако с тех пор, как Трамп покинул Белый дом, операционные убытки на одном объекте сократились, а на другом превратились в прибыль, что в конечном итоге дало Трампу скромную отдачу от его инвестиций.
Восьмая и девятая лунки поля для гольфа Ailsa Course в Trump Turnberry ведут к маяку с видом на море в Шотландии.