От наблюдения за крабами и медвежьих патрулей до спасательных операций – сторожа являются официальными глазами и ушами коренных общин.
Делейни Мак впервые вытаскивает ловушки для крабов, и она не знает, что делать. Мак, новый член Nuxalk Guardian Watchmen, прошел несколько месяцев обучения многогранной работе, которая в любой день может включать в себя спасение каякера, взятие проб океана или наблюдение за лесозаготовками. Но подъем крабов на высоту 100 футов от морского дна не был описан в руководстве.
Однако вскоре операция из четырех человек набирает обороты. Исследование крабов является важной частью их работы как стражей этой территории коренных народов в канадской провинции Британская Колумбия. Он был начат более 15 лет назад в ответ на активный коммерческий промысел крабов в районе, где федеральное правительство практически не проводило независимый мониторинг, чтобы определить, является ли промысел устойчивым.
Это типичная задача опекуна: работа по удаленному мониторингу, имеющая непосредственную важность для небольшого сообщества, далеко за пределами внимания администраторов недоукомплектованных государственных учреждений.
Стражи – это глаза и уши общины коренных народов на землях и водах своей территории, которая занимает около 18 000 квадратных километров (7 000 квадратных миль, примерно размер Кувейта) на центральном побережье Британской Колумбии вокруг города Белла. Кула, 430 горных километров к северо-западу от Ванкувера.
Для Мака то, что его выбрали в ряды стражей, было настоящей находкой. «Я понятия не имела, что буду делать со своей жизнью», – говорит она.
Опека коренных народов существует уже тысячелетия, но в последние десятилетия она стала более официально закрепленной и признанной. По данным Indigenous Leadership Initiative, национальной группы по защите прав опекунов, сегодня в 200 общинах коренных народов по всей Канаде насчитывается около 1000 опекунов.
К полномочиям стражей добавлен новый уровень: значки смотрителей парка. В рамках пилотного проекта, запущенного прошлым летом, пятерым опекунам Нуксалки и шести опекунам Китасоо/Шайшайс на северо-западе были предоставлены полномочия выписывать штрафы за такие правонарушения, как браконьерство и незаконная вырубка леса на их территории. .
Резной столб наблюдает за рекой Белла Кула.
Эти программы направлены не только на создание рабочих мест, хотя они приветствуются в сообществах, которые часто являются отдаленными и могут быть крайне бедными. Группы выполняют проекты мониторинга, такие как обследование крабов; коллекция ДНК окружающей среды; и реагирование на сигналы бедствия, которые могут занять часы, если оставить их на усмотрение отдаленных властей. Все это усиливает связь сообщества со своей традиционной территорией и претензии на нее.
Мак с гордостью носит свою форму, будучи единственной женщиной, работающей полный рабочий день (хотя и сезонной) в команде. Она говорит, что ее отец, который вырастил ее, часто выезжая на природу, был горд, что она подписалась. «Когда несколько недель назад я появился в своей новой форме, он меня поздравил; он казался очень воодушевленным», – говорит она. «Он чувствовал, что это очень важная работа».
После того, как команда вытаскивает шесть ловушек для крабов, появляются первые два ценных краба Данджнесса. Один, огромный самец, недавно линял, которого коллега Мака, Чарльз Сондерс, идентифицирует, осторожно сжимая часть его панциря. Пока третий член экипажа делает записи, Сондерс называет еще несколько показателей, отмечая его размер и приблизительный возраст, а затем Мак бросает впечатляющего краба обратно в океан. Осталось пройти еще три ловушки.
Когда стражам пора на перерыв, они все еще находятся в воде, а Сондерс тянется за удочкой.
Сондерс и Мак одногодки и вместе ходили в школу. Но пока Мак не торопилась искать путь к стражам, Сондерс быстро присоединился к ней – хотя он утверждает, что его «обманула на эту работу» его покойная мать, опытная знахарка, которая хотела, чтобы у него была гарантия трудоустройства. . Она получила то, на что надеялась: в этом году он станет восьмым опекуном.
Делейни Мак возвращает краба из Дандженесса в океан после проведения измерений, чтобы определить его приблизительный возраст, размер, пол и состояние.
Окунь, пойманный Чарльзом Сондерсом в подарок старейшине Нуксалка
Вскоре Сондерс вытаскивает большого морского окуня и опускает крючок обратно в воду. Хотя это не для него. Позже, по пути домой, он забегает в дом в заповеднике и приносит старейшине две свежие рыбы.
«Она не ела окуня около 20 лет», – говорит он. «У нее нет никого, кто мог бы пойти и принести ей эти вещи».
Сондерс отмечает, что совсем недавно большая часть Нуксалка имела доступ к лодкам. Деревни были разбросаны вверх и вниз по близлежащим фьордам, соединенным в основном водой, с богатыми приливными отмелями, предоставлявшими множество возможностей для добывания пищи и охоты. После того, как колонизация и связанные с ней эпидемии опустошили местное население, Нуксалк сосредоточился в Белла Кула, которая расположена в начале длинного отвесного фьорда.
В город можно попасть только по одной дороге, которая резко поднимается от влажной долины к засушливой равнине к северо-востоку от гор. Основной заповедник Нуксалк находится в устье реки, где знаки предупреждают рыбаков не выбрасывать внутренности обратно в медленно текущую воду, чтобы они не привлекли медведей гризли.
Депопуляция значительной части территории, а также ее удаленность от правительственных центров власти, сделали ее уязвимой. Дугласу Неалоссу, главе коренных народов Китасу/Шайшайс, пришлось столкнуться с этим, работая гидом по экотуризму в начале 2000-х годов. «В нашей части мира было так много незаконной деятельности: незаконная охота, незаконная рыбная ловля – мы даже поймали одного парня, занимавшегося незаконным лесопользованием».
В заповеднике Белла Кула проживает менее 1000 членов коренных народов Нуксалка.
Территория Китасу/Шайшайс непосредственно примыкает к территории Нуксалка, и обе они страдают от одинакового пренебрежения со стороны федеральных и провинциальных властей.
«В 90-е годы все знали, что в этой части мира нет правоохранительных органов. Мы очень удалены, до нас можно добраться только на лодке или самолете. И вы никогда не увидите [представителей провинциального или федерального правительства]», – говорит он. «Это было похоже на дикий запад».
В 2010 году Нилосс запустил программу «Хранители-хранители» Kitasoo/Xai’xais, финансируемую за счет частных и государственных средств. Программа разрослась до такой степени, что в ее составе пять лодок на воде выполняют все: от управления ресурсами до операций береговой охраны. Неаслосс считает, что благодаря ей незаконная деятельность была сведена практически к нулю.
Даже в рамках пилотного проекта здесь, на побережье, опекуны еще не выписали ни одного билета. С Неалоссом все в порядке. «Я надеюсь, что наши ребята никогда не выпишут штраф, вы знаете, и мы уделяем много внимания образовательной части». Речь идет о получении результатов, а не о штрафах, говорит он.
По мнению Сондерса, то, как стражи подавили менталитет «Дикого Запада», означает, что они сохраняют то, от чего зависят Нуксалки.
«Я просто хочу, чтобы моя дочь наслаждалась всем тем, чем наслаждаюсь я», – говорит он. «Я хочу, чтобы она плавала в реке и могла собирать с земли все».
Некоторые дни легче других. Сегодня, например, Роджер Харрис находится на воде со своим боссом Эрни Таллио, ведя лодку по кругу. На более старой из двух лодок стражей только что были установлены новые двигатели, и их нужно обкатать, чтобы они успели наработать два часа, поэтому Харрис стоит у руля, проверяя лодку.
Роджер Харрис в доках Белла Кула со своим значком смотрителя парка. В рамках пилотного проекта с BC Parks сторожи Nuxalk Guardian и сторожи Kitasoo/Xai’xais Guardian имеют право стать рейнджерами парка BC.
Харрис был воспитан за пределами общины Нуксалк родителями, не являющимися коренными народами, и ему приходилось бороться со своей идентичностью. «Раньше мне было стыдно, что я ребенок коренных народов», – говорит он.
Он стал фельдшером, затем офицером Королевской канадской конной полиции и внимательно наблюдал за некоторыми проблемами в своем сообществе. Как и его первый звонок в качестве полицейского, когда он отреагировал на смерть одноклассника самоубийством. Или ужасная автомобильная авария молодого члена сообщества. В этих случаях ему приходилось отказаться от своей личности и стать той униформой, в которой он был.
Но униформа Nuxalk Guardian Watchmen – «лучшая, которую я когда-либо носил», – говорит он.
Это не означает, что в работе нет острых углов. Другой сторож, Джон Сэмпсон, объясняет. «Раньше нас называли «местными рыбными полицейскими», – говорит он, когда мы едем к пристани. Коренные и некоренные жители иногда реагировали на вмешательство опекунов враждебностью, насмешкой или безразличием.
Но эта роль приносит прямую пользу их сообществам. Харрис, например, регулярно добровольно патрулирует поселение до поздней ночи. Медленно разъезжая по заповеднику на белом грузовике, направляя прожектор на задние дворы, его можно было принять за бывшего полицейского, но на самом деле он ищет медведей гризли, которых обычно привлекают хижины, где коптят рыбу. в садах людей.
Эндрю Спир, координатор пилотного проекта по охране парков Британской Колумбии, осматривает предполагаемую незаконную вырубку.
Мужчины и женщины со значками и знаками отличия могут раздражать местных жителей, которые связывают власть с угнетением. Существует долгая история неуважительных и унизительных поступков, совершаемых с коренными народами в Канаде, а также длинный след дел в Верховном суде, возникших в результате некоторых из этих взаимодействий.
Хотя официальных планов пока нет, ведутся переговоры с Управлением рыболовства и океанов Канады о расширении полномочий опекунов, предоставив им полномочия федеральных чиновников по рыболовству. Это повлечет за собой гораздо большую географическую зону ответственности, выходящую за рамки парков и заповедников, и это может означать, что им придется носить огнестрельное оружие и носить бронежилеты.
По мнению Неалосса, потенциальные полномочия Канады по рыболовству и океанам являются частью более масштабного плана, еще одним шагом на пути к конечной цели, заключающейся в том, чтобы коренные народы могли обеспечивать соблюдение своих собственных законов.
«Мне бы хотелось, чтобы уровень власти, признанный коренными народами», – говорит он. «Вы знаете, как коренные народы, мы говорим, что у нас это есть – у нас всегда было это, ответственность за управление – мы никогда не отказывались от этого».