Главная / Культура / Обзор Джуди Чикаго: Откровения – космические сапожники от псевдобогини
22.05.2024

Джуди Чикаго: Обзор «Откровений» – космические сапожники от псевдобогини

Галерея Serpentine North, Лондон. Ее космологическая стяжка утомительна, а ее блаженные женские фигуры идеализированы до невероятности. Но, по крайней мере, ее мускулистые мужчины резвятся, плачут кровью и мочатся реалистично.

Я всегда считала, что Джуди Чикаго заслуживает похвалы за свой шедевр феминистского искусства 1970-х годов «Званый ужин», эпохальную инсталляцию в форме треугольного стола, накрытого местами для великих исторических женщин, в том числе Феодоры Византийской, Элеоноры Аквитанской и Вирджинии Вульф. Эта монументальная попытка дать женщинам их законное место в истории и культуре, которая сейчас находится в постоянной экспозиции Бруклинского музея, является в высшей степени ясным и смелым выражением идеи, с которой сегодня мог бы спорить только фанатик.

Но оказывается, что это была не ее идея. Она получила чудесное вдохновение сверху или снизу, поскольку в ее личной космологии женская божественная сила также является земным духом Геи. Во время работы над «Званым ужином» Чикаго создала иллюстрированную рукопись под названием «Откровения», которая сейчас публикуется впервые и лежит в основе ее шоу «Серпантин». Среди других мистических самородков оно сообщает нам, что не Чикаго, а «Богиня» изначально «создала огромный треугольный стол, открытый в центре и сформированный в Ее знаке, который Она поместила на море имен, которые почтила Своих учеников».

Назовите меня буквалистом, но я не верю, что существует Богиня-Мать. Или Папа-Бог. В целом, я думаю, жизнь была бы лучше без каких-либо богов. Поэтому мое сердце упало, когда в начале этого шоу я столкнулся с чикагским пересказом начала Вселенной размером с фреску, но не с большим взрывом, произошедшим 13,7 миллиарда лет назад, а со вздохом, который «перерос в стон / И этот стон превратился в вопль / И этот вопль стал криком рождения».

Возможно, один из способов справиться с этой мистикой – вспомнить, что Чикаго – американский художник. Американская культура баловалась религиозной символикой со времен отцов и матерей-пилигримов. От «Моби Дика» до цикла картин Барнетта Ньюмана «Крестный путь» – американское творчество глубоко испилось из вод Иеговы или Геи. Ставя космические вопросы в центр своих размышлений, Чикаго не сильно отличается от своих предшественников. Так почему же результаты такие скучные?

Этому шоу не хватает интенсивности, отчасти потому, что оно постоянно отходит от проекта «Откровения» и включает в себя другие работы. Но затем, когда я изучаю само издание, оказывается, что «Откровения» на самом деле не «озарены» одержимым гением Уильяма Блейка. По большей части это просто длинная стяжка с причудливыми надписями. Как художник, Чикаго просто не отпускает достаточно. Одна из ее героинь – Джорджия О’Киф. Работа Чикаго 1974 года «Женский рисунок отвержения» имитирует вульвы, цветущие на картинах О’Киф. Это один из лучших рисунков здесь. И все же, в отличие от чувственных картин О’Киф, они оторваны от тела и природы, их розовые и пурпурные оттенки окрашены свободно плавающей психоделической мечтательностью, которая больше похожа на плохую обложку альбома, чем на возвышенное искусство.

Лучше всего Чикаго рисует – и это немного парадоксально – когда изображает мужчин. Она настолько идеализирует и одухотворяет женский облик, что вообще не изображает реальных женщин. Женские фигуры впадают в блаженное отождествление с той или иной богиней. Ей гораздо интереснее рисовать мужчин, которых она изображает в виде мускулистых фаллократических гротесков. Они резвятся в зарисовках в стиле Микеланджело, или плачут кровью, или презрительно мочатся на землю.

В средневековых рукописях, которые, как утверждается, подражает Откровению, центральные образы были подчинены Слову Божьему. Но монахи, трудившиеся над этими рукописями, наполнили их поля монстрами и непристойностями, из которых родилось более светское искусство. Чикаго не позволяет себе маргинальности. Ее искусство – это все послание. Более поздняя серия экопротестных материалов представляет собой не что иное, как наполненные банальностью плакаты. Интерактивное произведение искусства задает людям вопросы о том, каким может быть «Мир, которым правят женщины». Самый первый вопрос: «Был бы Бог женщиной?» На что мой честный ответ был бы: «Нет, потому что Бога не существует». Какое отношение этот богословский стеб имеет к реальной борьбе за равенство и справедливость ?

Тем не менее, в последние годы «Чикаго» завоевали несколько элитных чемпионов. В 2020 году модный дом Dior работал с ней над созданием дизайна колоссальной скульптуры Богини-Матери 1977 года в садах музея Родена в Париже в рамках весенне-летнего показа высокой моды. Мы видим оригинальные рисунки, а рекламный видеоролик переносит нас внутрь этого полого произведения искусства с огромной золотой вывеской Dior у двери. Внутри он был украшен тканями, сотканными женщинами Индии. Видео рассказывает нам о том, как женщинам в Индии не разрешается участвовать в ремеслах, которыми управляют мужчины, но теперь они могут делать это благодаря щедрости Диора.

Ваш еженедельный обзор мира искусства с описанием всех самых громких историй, скандалов и выставок.

Итак, американский художник и французский дом моды объединяют усилия, чтобы поднять беспомощных женщин Индии. Это какая-то серьезная покровительственная империалистическая чушь. Но в мире искусства и моды существует огромная тяга к нелепому. Здесь Чикаго дали достаточно веревки, чтобы интеллектуально повеситься, превратив Серпантин в нечто среднее между мормонским храмом и магазином здоровой пищи в Сан-Франциско 1970-х годов. Без доли иронии. Это позор, потому что «Званый ужин» – такая важная работа.

Я почувствовал знакомое чувство облегчения, когда вырвался из Серпантина на солнечный свет. Что это было за чувство? О да, это было похоже на то, как будто меня выпустили из церкви ребенком.

В галерее Serpentine North, Лондон, с 23 мая. Джуди Чикаго: Откровения, опубликованные Thames and Hudson/Serpentine.